Информационный сайт города Валуйки. Валуйская социальная сеть.

Новогоднее-рождественское

3 января 2013 -
article84.jpg

Во времена давние-давние наши пра-пра-прабабушки и дедушки отмечали зимние праздники, не в пример нам. Были у них свои традиции.

Остались они в памяти нашей из бабушкиных рассказов, да детских сказочных сборников. И несли те традиции в себе народную мудрость. Ведь познания жизненные велики были настолько, что жили предки наши в полной гармонии с природой. Дружили они с разными птицами, зверями, язык которых любому ведом был. Помогали Ивану Царевичу и щука, и медведь, и сокол в небе ясном. Помните? Чтобы освободить из Кощеева царства невесту — Василису Прекрасную. В конце же сказок многих слова были, что, мол, хоть сказка и ложь, но с намеком и уроком для добрых молодцев. Прислушаемся к их совету и узнаем, как ладили люди с духами злыми и добрыми в дни Колядные. Когда открывались врата между миром Яви и Нави.
 

Начинали праздновать Коляды с 24 декабря, и заканчивали 6 января в Велесов день. Считалось, что это переходное время от старого года к новому. В этот период «переваливался» год через самые темные, короткие дни, и проходил через испытания разгула и колдовства нечистых сил.

Откуда же взялся этот праздник?

 

В древней славянской мифологии есть упоминание о  боге – Коляда. Он родился как раз в период зимнего солнцестояния. Произошло это восемь с половиной тысячелетий назад. Отцом Коляды считается Даждьбог – один из главных славянских богов — (дающий благосостояние). Принес Коляда людям знания о существовании времени и подарил первый календарь, вывел их за черту сиюминутного существования и привнес в жизнь ощущение временной перспективы. В том календаре год назывался летом, состоял из 9 месяцев, в неделе было 9 дней, в сутках 16 часов, каждый из которых равнялся полутора нашим. Час делился на части, потом на доли, затем на мгновения. Мгновения дробились на миги, а самой мелкой частью времени был сиг. Отсюда и происходит слово – сигать.
 
По другой версии Коляда – это бог веселья и застолий, зазываемый ватагами, гуляющей по деревне с песнями, молодежи. В канун празднования начала нового года и конца старого с поворотом его от темного времени к возрождению и свету молодежь рядилась в страшные маски из меха, мочала, бересты, кожи. И чем более устрашающий вид имела маска, тем наколядовать можно было больше. При этом пелись прославляющие  хозяев песни (колядки), с пожеланиями благоденствия. После чего начинался пир-горой, а проверяли горой ли он так – начинали накрывать стол, за которым сидел хозяин дома, складывали принесенные и приготовленные угощения. Хозяин спрашивал время от времени – «Видно меня?», когда гости отвечали, что не видно из-за горы угощений его, тогда и начинался пир-горой. В красном углу избы ставили сноп с деревянной ложкой (дидух) или куклу, изображающую Коляду. Стол ломился от разносолов — и квас там был, и мед, и узвар (компот из сушеных фруктов), ели кутью, караваи, баранки. А насытившись, отправлялись с песнями и плясками на улицу, чтобы вкатить на горку колесо горящее – олицетворение солнца красного и приговаривали, чтобы катилось оно в гору и воротилось с весной. А самые стойкие оставались до утра встречать настоящее солнце.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 2 573 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий